пятница, 8 ноября 2013 г.

Какой смысл вкладывают в понятие "цивилизация" профессионалы

После того, как мы провели пусть и весьма поверхностное, но более чем показательное исследование понимания термина "цивилизация" в повседневной жизни, самое время перейти к анализу профессиональных воззрений на его содержание. И здесь мы поступим столь же просто, обратившись к поисковику в интернете, но сделав при этом объектом своего внимания исключительно словари, монографии и научные публикации. При этом мы не будем забираться в дебри высоколобых многословных и очень интересных рассуждений на эту тему типа того, с которым мы познакомились на ВикиЗнаниях, мы постараемся постичь суть научных или схожих с ними подходов к более или менее глубокому и продуманному пониманию феномена, именуемого цивилизацией. И вот что мы получили


"Цивилизация (от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский, общественный - откуда Ц. = "гражданственность") - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Употребление слова Ц. в таком общем, широком значении является в обычном житейском словоупотреблении более или менее установившимся, но у различных писателей, занимавшихся вопросом о человеческом развитии, самое понятие Ц. получало различное определение. В общем можно сказать, что большинство писателей, касавшихся Ц., видели в ней высшее состояние человека и подводили под понятие цивилизации преимущественно те стороны человеческого развития, которые данный писатель считал самыми важными. Определение понятия Ц., установление ее факторов и оценка ее значения истекают, таким образом, из общего миросозерцания данного писателя и являются выражением его философско-исторических воззрений и научной "profession de foi"" Здесь мы вполне можем солидаризироваться едва ли не со всем, понимая, что данный текст нацелен более не на "финишное" определение цивилизации, к которому совершенно однозначно стремимся мы, а на представление "поляны для рассуждений", какими её видят авторы статьи, статьи весьма удачной, полезной и поучительной


"цивилизация

Большой энциклопедический словарь

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - археологическая культура бронзового века (сер. 3-го - 1-я пол. 2-го тыс. до новое, ново- э) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и другие Хозяйство: эемледелие, скотоводство, ремесла.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от латинский civilis - гражданский, государственный),..1) синоним культуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)...4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

цивилизация - мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой Внеземные цивилизации.
» цивилизация - цивилизация определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
» цивилизация - цивилизация современная мировая культура (в значении №1)

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - женский род общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )

цивилизация - смотрите также образование

Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - и ( устаревший, устаревшая форма , по французский произношению) Сивилизация, цивилизации, женский род (от латинское civilis - гражданский).
. . . 1. только единственное число Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация.
. . . 2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.
. . . 3. только единственное число Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.

Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)

цивилизация - цивилиза́ция -- цивилиза́ция, -и

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

цивилизация - женский род
- - - 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
- - - 2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.
- - - 3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Энциклопедический словарь "Святая Русь"

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУССКАЯ - — См.: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Cловарь философских терминов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В истории философской и общественной мысли понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно-исторического процесса. Фр. просветители называли цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями Ц. и культуры. В концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятие Ц. противопоставляется понятию культуры. Шпенглер, например , различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность Ц. как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим Ц. рассматривается им как показатель упадка и гибели об-ва. Для Тойнби характерно определение Ц. как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной Ц. от древний В совр. западный социологии (Л. Уайт и другие ) Ц. рассматривается с тысяча зр. внутренней организованности, обусловленности об-ва тремя осн. компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В марксизме становление Ц. в историческом аспекте связывается с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением роэ-деления труда, появлением законов, выражающих существо классовых отношений. Энгельсу принадлежат слова о том, что Ц; является “той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе” (Т. 21. С. 173— 174). Раскрытие антагонистического характера досоциалистических типов Ц. связано с классовым подходом к анализу общественно-экономических формаций как закономерных ступеней движения мировой истории. Понятием Ц. охватываются природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности об-ва, его роль в решении глобальных проблем современности, общественном прогрессе человечества. В настоящее время формируются подходы, согласно к-рым Ц. представляется как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Такие представления основываются на идее единства, целостности совр. мира, приоритете общечеловеческих ценностей."

И завершим мы нашу скромную подборку определений цивилизации, которым несть числа среди профессиональной публики, пониманием этого феномена, приведённым в Википедии:

"Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный): 
  1. общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
  2. историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
  3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
  4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов[1].
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века[2], но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации»[3]."

Каждый желающий может ознакомиться и с сотней-другой иных, ничуть не менее содержательных и познавательных определений, но для нас этой подборки более чем достаточно, чтобы понять ситуацию в сфере научного или наукообразного понимания феномена цивилизации. Потому как известно, что нет нужды пить весь океан, чтобы познать его вкус. И это позволяет нам сделать следующие поверхностные выводы:
  1. В современном типа научном познании феномена цивилизации он истолковывается весьма многообразно, а именно: под цивилизацией понимается и предельно абстрактная субстанция типа "взбесившаяся эволюция", и человечество в целом, и определённый уровень развития человечества, и отдельные человеческие сообщества, так что осталось завершить картину пониманием того, что каждый человек суть цивилизация (по аналогии с тем, что каждый человек - микрокосм), и это понятие окончательно лишится своего содержания
  2. Никаких признаков постановки пределов такому беспредельному трактованию цивилизации не видно, поэтому нам опираться в своих разработках на общенаучное (или псевдонаучное) толкование не приходится в принципе, потому как опереться на то, чего, строго говоря, не существует, просто невозможно
  3. Наконец, как и в ситуации бытового толкования понятия цивилизации, нельзя рассчитывать и на понимание этого понятия широкими массами научной или околонаучной общественности - в силу неприемлемой многозначности этого понятия
Что и побуждает нас перейти к формулировке достаточно определённого собственного толкования цивилизации, на которое и опирается наша цивилизационная Армос-Концепция

Комментариев нет:

Отправить комментарий