После того, как мы провели пусть и
весьма поверхностное, но более чем показательное исследование понимания
термина "цивилизация" в повседневной жизни, самое время перейти к
анализу профессиональных воззрений на его содержание. И здесь мы
поступим столь же просто, обратившись к поисковику в интернете, но
сделав при этом объектом своего внимания исключительно словари,
монографии и научные публикации. При этом мы не будем забираться в дебри
высоколобых многословных и очень интересных рассуждений на эту тему
типа того, с которым мы познакомились на ВикиЗнаниях,
мы постараемся постичь суть научных или схожих с ними подходов к более
или менее глубокому и продуманному пониманию феномена, именуемого
цивилизацией. И вот что мы получили
"Цивилизация
(от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский,
общественный - откуда Ц. = "гражданственность") - состояние народа,
которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и
которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости,
улучшением материальной обстановки и общественных отношений и высоким
развитием духовной стороны. Употребление слова Ц. в таком общем, широком
значении является в обычном житейском словоупотреблении более или менее
установившимся, но у различных писателей, занимавшихся вопросом о
человеческом развитии, самое понятие Ц. получало различное определение. В
общем можно сказать, что большинство писателей, касавшихся Ц., видели в
ней высшее состояние человека и подводили под понятие цивилизации
преимущественно те стороны человеческого развития, которые данный
писатель считал самыми важными. Определение понятия Ц., установление ее
факторов и оценка ее значения истекают, таким образом, из общего
миросозерцания данного писателя и являются выражением его
философско-исторических воззрений и научной "profession de foi""
Здесь мы вполне можем солидаризироваться едва ли не со всем, понимая,
что данный текст нацелен более не на "финишное" определение цивилизации,
к которому совершенно однозначно стремимся мы, а на представление
"поляны для рассуждений", какими её видят авторы статьи, статьи весьма
удачной, полезной и поучительной
А теперь познакомимся с подборкой определений цивилизации, подготовленной сайтом "Словари":
"цивилизация
Большой энциклопедический словарь
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ -
археологическая культура бронзового века (сер. 3-го - 1-я пол. 2-го тыс.
до новое, ново- э) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе.
Руины городов, крепостей, морских портов и другие Хозяйство:
эемледелие, скотоводство, ремесла.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от латинский civilis - гражданский, государственный),..1) синоним культуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)...4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от латинский civilis - гражданский, государственный),..1) синоним культуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)...4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Словарь русского языка С. И. Ожегова
цивилизация - мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой Внеземные цивилизации.
» цивилизация - цивилизация определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
» цивилизация - цивилизация современная мировая культура (в значении №1)
» цивилизация - цивилизация определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
» цивилизация - цивилизация современная мировая культура (в значении №1)
"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль
ЦИВИЛИЗАЦИЯ -
женский род общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей
человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого
быта в гражданственный.
Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )
цивилизация - смотрите также образование
Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - и (
устаревший, устаревшая форма , по французский произношению) Сивилизация,
цивилизации, женский род (от латинское civilis - гражданский).
. . . 1. только единственное число Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация.
. . . 2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.
. . . 3. только единственное число Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.
. . . 1. только единственное число Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация.
. . . 2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.
. . . 3. только единственное число Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. слово из сочинений Салтыкова ( Салтыков-Щедрин а) - Салтыков-Щедрин . Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.
Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)
цивилизация - цивилиза́ция -- цивилиза́ция, -и
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой
цивилизация - женский род
- - - 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
- - - 2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.
- - - 3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.
- - - 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
- - - 2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.
- - - 3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.
Энциклопедический словарь "Святая Русь"
ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУССКАЯ - — См.: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Cловарь философских терминов
ЦИВИЛИЗАЦИЯ -
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность
материальных и духовных достижений об-ва. В истории философской и
общественной мысли понятие Ц. фигурирует в контексте анализа
всемирно-исторического процесса. Фр. просветители называли
цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая
тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную
гармонию. У Канта намечается различие между понятиями Ц. и культуры. В
концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятие Ц. противопоставляется
понятию культуры. Шпенглер, например , различает культуру как царство
органически-жизненного в противоположность Ц. как совокупности
технико-механических элементов. В связи с этим Ц. рассматривается им как
показатель упадка и гибели об-ва. Для Тойнби характерно определение Ц.
как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования.
Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной Ц. от
древний В совр. западный социологии (Л. Уайт и другие ) Ц.
рассматривается с тысяча зр. внутренней организованности,
обусловленности об-ва тремя осн. компонентами: техникой, социальной
организацией и философией, причем техника определяет остальные
компоненты. В марксизме становление Ц. в историческом аспекте
связывается с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с
углублением роэ-деления труда, появлением законов, выражающих существо
классовых отношений. Энгельсу принадлежат слова о том, что Ц; является
“той ступенью общественного развития, на которой разделение труда,
вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти
процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят
переворот во всем прежнем обществе” (Т. 21. С. 173— 174). Раскрытие
антагонистического характера досоциалистических типов Ц. связано с
классовым подходом к анализу общественно-экономических формаций как
закономерных ступеней движения мировой истории. Понятием Ц. охватываются
природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты
социально-культурной деятельности об-ва, его роль в решении глобальных
проблем современности, общественном прогрессе человечества. В настоящее
время формируются подходы, согласно к-рым Ц. представляется как нечто
единое, находящееся вне рамок социальных систем. Такие представления
основываются на идее единства, целостности совр. мира, приоритете
общечеловеческих ценностей."
И завершим мы нашу скромную подборку определений цивилизации, которым несть числа среди профессиональной публики, пониманием этого феномена, приведённым в Википедии:
- общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
- историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов[1].
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт,
а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная
шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века[2],
но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века
плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием
«цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации»[3]."
Каждый желающий может ознакомиться и с
сотней-другой иных, ничуть не менее содержательных и познавательных
определений, но для нас этой подборки более чем достаточно, чтобы понять
ситуацию в сфере научного или наукообразного понимания феномена
цивилизации. Потому как известно, что нет нужды пить весь океан, чтобы
познать его вкус. И это позволяет нам сделать следующие поверхностные
выводы:
- В современном типа научном познании феномена цивилизации он истолковывается весьма многообразно, а именно: под цивилизацией понимается и предельно абстрактная субстанция типа "взбесившаяся эволюция", и человечество в целом, и определённый уровень развития человечества, и отдельные человеческие сообщества, так что осталось завершить картину пониманием того, что каждый человек суть цивилизация (по аналогии с тем, что каждый человек - микрокосм), и это понятие окончательно лишится своего содержания
- Никаких признаков постановки пределов такому беспредельному трактованию цивилизации не видно, поэтому нам опираться в своих разработках на общенаучное (или псевдонаучное) толкование не приходится в принципе, потому как опереться на то, чего, строго говоря, не существует, просто невозможно
- Наконец, как и в ситуации бытового толкования понятия цивилизации, нельзя рассчитывать и на понимание этого понятия широкими массами научной или околонаучной общественности - в силу неприемлемой многозначности этого понятия
Что и побуждает нас перейти к
формулировке достаточно определённого собственного толкования
цивилизации, на которое и опирается наша цивилизационная Армос-Концепция
Комментариев нет:
Отправить комментарий